Всегда ли награда находит героя? Юрий Лисянский
В августе 1803 года из Кронштадта отправились два корабля «Надежда» и «Нева». Капитаном первого корабля был Иван Крузенштерн, а второго — Юрий Лисянский. Так началось первое русское кругосветное путешествие…
Имя Крузенштерна известно не только взрослым, но и всем детям, ведь на пароходе с таким названием плавала бабушка кота Матроскина. И действительно, вся слава досталась капитану первого корабля. А вот о Юрии Лисянском вспоминают немногие, хотя его вклад в эту экспедицию был не меньший.
Причиной тому был скромный характер капитана. Выходец из семьи священника из города Нежина Черниговской губернии (Украина), он поступил на учебу в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Там он познакомился с Иваном Федоровичем Крузенштерном, и эта тесная дружба осталась на всю жизнь. Когда шла подготовка к кругосветному путешествию, то было принято решение отправляться двумя кораблями.
Путешествие сопровождалось всеми тяготами морской жизни. Тем не менее Лисянскому удалось провести научные исследования — метеорологические, гидрографические, астрономические, океанографические, этнографические. Собранные им кораллы, ракушки, этнографические материалы, одежда и оружие пополнили коллекцию Русского Географического общества.
Во время экспедиции был открыт необитаемый остров на Гавайях, полуостров на берегу Охотского моря, гора на Сахалине, которые были названы в его честь. На Аляске Лисянский основал Новоархангельский порт. Также было исследовано северо-западное побережье Северной Америки, районы Тихого океана, открыт новый, более короткий, путь от Камчатки до Аляски. Карты морских путей, составленные Юрием Лисянским, много лет использовали капитаны дальнего плавания.
В конце путешествия возле берегов Китая оказалось, что продуктов на судне осталось на три месяца плавания. Тогда Лисянский принял решение плыть прямо в Европу без захода в порты. Корабль преодолел огромное расстояние за 142 дня без повреждений и потерь, поставив при этом рекорд. Ни одно судно до этого не могло проплыть такое расстояние без остановок.
22 июля 1806 года корабль «Нева» вернулся в Кронштадт, а через две недели пришла и «Надежда» Крузенштерна. Но слава досталась последнему, потому что Крузеншнтерна назначили начальником кадетского корпуса, а Лисянского снова отправили в море. Конечно же, писать отчеты о путешествии легче в кабинете, чем в каюте корабля в море, поэтому Иван Федорович первым опубликовал доклад о своем путешествии в Географическом обществе. Иван Крузенштерн купался во всеобщей славе, а Юрий Лисянский оставался в тени.
Конечно же, Лисянский получил награды, достойную пенсию. Самым дорогим подарком он считал золотую шпагу от своей команды, которая вернулась домой без потерь. Он очень серьезно относился к своим рабочим обязанностям и начал свои описательные труды лишь после выхода в отставку в 1809 году.
Для издания своих наблюдений денег не было, а государство не оказывало для этого материальной поддержки. Поэтому было принято решение продать имение его жены и на вырученные деньги издать книгу. Она вышла под названием «Путешествие вокруг света в 1803,4,5 и 1806 годах по повелению его императорского величия Александра Перваго, на корабле Неве под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана I-го ранга и кавалера Юрия Лисянского» и сопровождалась атласом «Собрание карт и рисунков к путешествию Ю. Лисянского». Вначале она вышла небольшим тиражом всего в 200 экземпляров на русском языке, а через некоторое время — на английском, и сразу же разошлась среди читателей.
Первому русскому кругосветному путешествию посвящено много литературы, документальных и художественных фильмов. Памятник Юрию Лисянскому был установлен в его родном городе Нежине. Похоронен выдающийся мореплаватель на территории Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. На его могиле можно прочитать слова: «Прохожий, не тужи о том, кто кинул якорь здесь, он взял с собою паруса, под коими взлетит в предел небес».