Великая Отечественная война. Как погиб генерал-полковник Михаил Кирпонос?
Имя генерал-полковника Михаила Петровича Кирпоноса во время и после войны старались лишний раз не упоминать. Трагическая и длительная оборона Киева в 1941-м закончилась поражением Красной Армии. В плен попало несколько сотен тысяч солдат. Вину за это возложили на главнокомандующего Юго-Западным фронтом.
Не один раз советские историки обвиняли генерала Кирпоноса в том, что он сгубил Юго-Западный фронт. Лишь в годы перестройки события начали изучать заново, а имя Кирпоноса было реабилитировано. Но до сих пор отношение к Киевской оборонительной операции 1941 года остается неоднозначным. С одной стороны, это было огромное и болезненное поражение Красной Армии. С другой — немцы планировали взять город за две недели, согласно плану «блицкриг», но Киев оборонялся 73 дня. Этого времени было достаточно, чтобы задержать немцев на территории Украины. К Москве они подошли значительно позднее с наступлением холодов, что стало решающим для обороны столицы.
Что же произошло в первый год войны? В феврале 1941 года в звании генерал-полковника М. П. Кирпонос приступил к обязанностям командующего Киевским Особенным Военным Округом (КОВО). К тому времени он имел большой опыт участия в военных действиях. В годы Первой мировой войны он командовал батальоном. После этого занимал разные военные должности, закончил Военную Академию имени Фрунзе. Во время советско-финской войны успешно командовал дивизией, за что получил звание Героя Советского Союза. Сам себя он называл ортодоксальным сталинистом и полностью следовал «линии партии».
Когда началась оборона Киева, на базе КОВО был создан Юго-Западный фронт и командующим был назначен Кирпонос. До сих пор в книгах и мемуарах очень много противоречивой информации о событиях тех дней. Главный вопрос: почему приказ отводить войска был дан так поздно, что привело к огромным потерям?
Когда стало ясно, что силы неравны, из Киева в Москву несколько раз поступали просьбы дать приказ об отводе войск. Г. К. Жуков писал в мемуарах, что после этого предложения его сместили с должности. 7 сентября маршал Буденный на свое обращение получил отказ из Ставки и тоже был отстранен от командования юго-западным направлением. Кирпонос, Шапошников, Василевский также настаивали на немедленном отводе войск, но все было бесполезно. В ответ на свои просьбы Кирпонос слышал в ответ: «Трус! Предатель! Паникер!»
Лишь в ночь на 18 сентября из Москвы пришел приказ выводить войска 37-й армии из Киева, но не было уведомления об отводе войск фронта. Хотя было уже поздно: связь между армиями была потеряна, не хватало техники, горючего и боеприпасов.
С боями солдаты и офицеры пытались прорваться из плотного кольца окружения. Штабная колона оказалась в ловушке в урочище Шумейково Лохвицкого района Полтавской области. Они отбивались до последнего, но вырваться удалось лишь нескольким десяткам. Погибло около 800 человек, в том числе М. П. Кирпонос, генерал-майор В. И. Тупиков, дивизионный комиссар Е. П. Рыков, секретарь ЦК КПБ (У) М. А. Бурмистренко. Командующий 5-й армией М. И. Потапов был тяжело ранен и попал в плен.
Долгое время было много версий о том, каким образом погиб генерал-полковник. Среди них — самоубийство, попытка сдаться в плен, убийство своими же, смерть в результате ранения. Но впоследствии эти версии не нашли подтверждения. Эксгумация тела и воспоминания выживших свидетельствовали о том, что он погиб в бою. На месте боя был и похоронен. Об этих событиях напоминает памятная табличка в урочище Шумейково: «На этом месте 20 сентября 1941 года в неравном бою против немецко-фашистских захватчиков погиб Командующий войсками Юго-Западного фронта Герой Советского Союза генерал-полковник М.П. Кирпонос».
Потери Красной Армии были огромными. По немецким данным в плен попало 665 тысяч человек, по данным Генерального Штаба Вооруженных Сил Р Ф (1993) потери составили более 700 тысяч человек, причем 627,8 тысяч — безвозвратно. Это было самое большое окружение за всю историю Второй мировой войны. Кто был виноват в этом? Генералы, которые не смогли правильно описать реальную обстановку на фронте или безрассудность Ставки Высшего Командования и лично Сталина?
В своих воспоминаниях Гайнц Гудериан писал о том, что битва за Киев была тактическим успехом немецкой армии, но не стратегическим. Начальник сухопутных войск Франц Гальдер говорил: «Войну мы проиграли под Киевом». Все зависело от того, смогут ли немцы достичь значительных успехов до осенних ливней. Однако запланированные наступления на Ленинград и Москву были на время приостановлены. Ценой сотен тысяч загубленных жизней.
Как бы там ни было, Михаил Кирпонос остался верным своему военному долгу до конца. Согласно одной из версий, за ним прислали самолет для эвакуации, но он отказался покидать фронт. Он приказал посадить в самолет раненных командиров, а сам остался. Он не смог бросить своих сослуживцев и погиб вместе с ними.