Роксолана и Сулейман Великолепный. Где их видел Тициан?
Роксолана (или Хюррем Хасеки Султан) — жена османского султана Сулеймана Великолепного. Среди работ Тициана — великого венецианского художника — есть ее портрет, который сегодня можно увидеть в музее Ринглинг (Сарасота, США).
Джордже Вазари, биограф художников того времени, писал, что он видел в мастерской Тициана портрет шестнадцатилетней жены султана Сулеймана Великолепного: «Ее заостренный головной убор, который традиционно носили в Османской империи, украшен сапфирами, жемчугом, бриллиантами и рубинами, и все это скреплено сапфиром надо лбом. Воротник из куницы с ожерельем на шее из драгоценных камней закреплен к ее браслету поводком, браслет инкрустирован теми же камнями, которыми украшен головной убор».
Это описание соответствует портрету в музее Ринглинга. Естественно, возникает вопрос: где был написан портрет? Видел ли Тициан Роксолану? Или это перерисовано с картин, написанных каким-то придворным художником?
Встреча Тициана и Роксоланы была вполне вероятна и по пространству, и по времени. По времени: Роксолана жила с 1502 по 1558 год, Тициан — с 1490 по 1576 год. По географии это было возможно в двух случаях: либо Роксолана побывала в Италии, где встретилась с Тицианом, либо Тициан побывал в Константинополе и там написал ее портрет.
Первый вариант весьма сомнителен: нигде не упоминается о том, что султан куда-то выезжал вместе с женой. Второй — возможен, но для него нет доступных подтверждений.
По свидетельству Вазари, на этом портрете Роксолане 16 лет, то есть портрет написан в 1518 году. За год до этого Тициан получил титул первого художника Венецианской республики.
Как пишут историки о муже Роксоланы Сулеймане Великолепном: «Тотчас после вступления на престол он завязал мирные переговоры с Венецией и заключил с ней в 1521 г. договор, признавший за венецианцами право торговли на турецкой территории и обещавший им охрану их безопасности; обе стороны обязались выдавать друг другу беглых преступников. С тех пор Венеция хотя и не держала в Константинополе постоянного посланника, но посольства из Венеции в Константинополь и обратно отправлялись более или менее регулярно».
У правителей того времени было принято отправлять своих придворных художников в государство, с которым существовали добрые отношения. Цель — удовлетворить запросы союзного государя. Как бы совершенно естественно, что один из запросов — портреты царствующих особ.
Таким образом, теоретически Тициан мог побывать в Константинополе и написать там портрет любимой жены Сулеймана Великолепного. Если это так, то свидетельство Вазари о том, что это портрет 16-летней Роксоланы, оказывается неточным: ей не меньше 19 лет.
Но есть еще несколько вопросов: портрет был один? Каким образом заказной портрет, который одновременно мог быть подарком Венеции Сулейману, оказался в Италии? Может быть, это заготовка или копия? Тогда вырисовывается такая последовательность событий: Тициан прибыл в Константинополь, написал портрет, сделал копию (или это был этюд), портрет остался в Константинополе, а копию Тициан увез в Венецию. Скорее всего, это был этюд: для парадного портрета он слишком мал.
Замечание по поводу. На тициановских портретах знатных дам нет богатых украшений, все относительно скромно по сравнению с Роксоланой. Возможно, именно ее портрет дал толчок развитию ювелирного искусства: украшения были как бы свидетельством могущества.
P. S. В Национальной галерее искусств в Вашингтоне, США, есть картина Тициана «Портрет леди». Если поставить рядом портрет из музея Ринглинга, Сарасота, США, то можно предположить, что это — тоже Роксолана. И вероятно, что это тоже набросок, этюд: оба они были в мастерской Тициана в Венеции, а потом — разошлись по разным владельцам.
Парный портрет Сулеймана Великолепного (а он должен был быть написан: это был своего рода канон), скорее всего, хранится в одном из дворцов в Турции (хотя не исключено, что оба портрета — Сулеймана и Роксоланы — погибли по разным причинам).