Журавль, ворот, насос... Когда вода пришла в дом?

Когда человечество научилось мыть посуду, стирать? Никто не знает, нигде это не записано и не зарисовано. Сегодня мы открываем кран — течет вода и для питья, и для стирки, и для готовки. Можно ли ответить на вопрос: когда вода пришла в дом? Оказывается, можно. Весьма приблизительно, с точностью до 10−20 лет, но можно. Откуда это известно? Из картин и гравюр.

Голландские жанристы писали картины, делали зарисовки, не задумываясь об историческом значении своих трудов. Они делали то, что им нравилось, делали так, как их учили, тщательно выписывая все мелочи.

Адриан ван Остаде (1610−1685) — один из этого ряда. На многих его картинках присутствует вода (репродукции — с сайта Метрополитен музея, США). Точнее — устройства для добывания воды. Колодцы разного вида. Простейший — журавль. Посложнее — с блоком, с воротом. Самый сложный, последнее (в его картинках) достижение техники — насос.

Преимущество колодца с воротом или с блоком — его можно было сделать под крышей, например, в амбаре. Но это еще достаточно громоздкое сооружение: нужно рыть колодец не только глубокий, но и широкий, в него опускается ведро. Мало того, его надо окантовать, чтобы можно было на край поставить и колодезное ведро, и другую посуду.

С появлением насоса необходимость в большой площади отпала. Осталась только одна забота: место для работы с рычагом насоса. Но это не помешало устроить насос внутри дома: на картине Корнелиса Дюсарта он показан очень детально (хотя картина посвящена мамаше, занятой своими детьми).

Дом небогатый, обстановка — скудная, но есть одна деталь, которая говорит о том, что при всей бедности обитатели не отказали себе в удобстве. На заднем плане — водоразборная колонка! Под хоботом колонки — корыто (или бетонное, или каменное), в которое стекает вода из насоса. В нем видны какие-то предметы, может быть, ложки, вилки и ножи, которые собирается вымыть хозяйка.

Процесс добывания воды далеко не прост: нужно просверлить в земле отверстие, вставить в него трубу, чтобы не обваливались стенки, поместить в эту трубу поршень с клапаном, который позволил бы воде войти в полость поршня и потом остаться в ней. Это — что внутри. А снаружи — надо сделать такую систему рычагов, чтобы поршень опускался до воды и чтобы потом, когда вода наберется, можно было относительно легко поднять ее на поверхность. (По сути конструкция представляет собой классический кривошипно-шатунный механизм: шатун нижним концом соединен с поршнем, верхний конец крепится на шарнире к кривошипу. Две опоры держат кривошип на крышке скважины, концы кривошипа поворачиваются в подшипниках скольжения.)

Вторую часть задачи обеспечивает рычаг с шаром на конце: этот груз и помогает поднять воду.

К сожалению, в картине нет никаких намеков на канализацию. Возможно, она была простейшей: труба от корыта выходила на улицу, а при необходимости корыто затыкалось пробкой. Поскольку у каждого дома были какие-то грядки, то использованная вода вполне могла орошать огород (хотя вряд ли в Нидерландах была в этом особая нужда: как пишут в Википедии, летом дожди идут практически без перерыва, по пять-шесть раз в день).

Голландские художники, сами того не зная, воссоздали в своих картинах процесс продвижения воды в дом. И сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что вода появилась в домах (внутри, не снаружи) не позднее 1690 года.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: