Рантовая обувь. Как ее шьют?
Много ли среди читателей людей, которые видели работу сапожника? Не в смысле «готовое изделие», а в смысле процесса? Те, кто это видел, согласятся со мной, что процесс завораживает…
Ваш стоптанный туфель ставят на лапу, чистят или совсем убирают подошву и набойки от прошлых ремонтов, кладут на подошву кусок новой кожи, подбивают, ножом обрезают излишки. Потом то же самое делается с каблуком. Торцы зашлифовываются шкуркой, а затем ваш туфель с новым «протектором» подвергается чистке (но это уже особый разговор).
Если ваш мастер (имеется в виду сапожник) имеет дело с рантовой обувью, он при замене подошвы заново прошьет рант. И вы получите как бы заново родившийся туфель.
Когда появилась рантовая обувь — неизвестно. Может быть, она была еще у древних греков или египтян. Как они ее шили — доступных сведений нет, как и картинок. Что-то очень похожее есть на колонне Траяна в Риме, но однозначно сказать, что это были рантовые сандалии — затруднительно.
В картинах голландских художников семнадцатого века рантовая обувь встречается довольно часто, но не более того. Обувь и обувь, никаких особых впечатлений по этому поводу не возникает. Но среди множества картинок бытового плана есть гравюра Дюсарта Корнелиса «Искусный башмачник», которая немного раскрывает тайны сапожного ремесла (в частности, рантовой обуви).
В мастерской башмачника — примерка. Пожилая мадам решила то ли поменять обувь, то ли прикупить что-нибудь более закрытое в преддверии холодов и ненастья. Она сидит на стуле, перед ней на коленях — мастер, пытается надеть ей новый башмак. Видимо, башмак маловат, но мастер упорно хочет его натянуть на ногу клиентки. На всякий случай он послал за другой парой (надо подняться по лестнице) своего помощника.
Если оглядеться, можно увидеть материалы, инструмент — и не только. Кроме мастера, есть еще три рабочих: один лезет за готовой обувью, второй шьет подошву, третий за столом (видимо, уколол руку).
То, что мастер не один, говорит о его популярности — много заказов. Но есть еще один свидетель востребованности профессии — масляный светильник с четырьмя рожками: работать приходится и по вечерам.
Сидящий слева работник подшивает подошву: шьет рант. Инструмент — шило с зубчиком для прокалывания дырки и протягивания нитки, материал — дратва (суровая нитка, натертая воском или гудроном — если нет воска — для прочности). Башмак на колодке притянут к колену петлей, проходящей под ступней работника. Для того чтобы дратва не стиралась во время ходьбы, на подошве для нее предварительно прорезан паз, в который после затяжки стежка входит дратва.
Рантовая обувь всегда привлекала к себе знатоков. Со временем, с изобретением мощных клеев, этот вид обуви из-за своей трудоемкости был вытеснен. Но он не потерял своей привлекательности, несмотря на то что найти настоящую рантовую обувь не так просто, да и платить за нее надо намного дороже.
Вот пример обманки: вроде бы рант есть, а на самом деле — подошва приклеена. Мало того, она сделана из материала, который разрушается сам по себе, независимо от того, обувь в эксплуатации или в шкафу.
Рантовая обувь долговечна. В этом смысле она далеко отстала от современности: очень многие не хотят носить одну и ту же вещь много лет. Меняется мода, меняются фасоны, проще купить новую пару, чем ремонтировать старую. Но если вам захотелось именно рантовую обувь — теперь вы знаете, как это делается и как вас могут обмануть.