Забытые русские традиции: как по работе и цари, и парни девок в жены выбирали?
Интересные традиции хранят деревни русского севера, о них рассказывают старожилы, о них знают в краеведческих музеях. Но обыватель редко сегодня интересуется стариной, а если и случится ему побывать на какой-либо увлекательной экскурсии, то полученные сведения быстро теряются, поскольку считаются в современной жизни не актуальными, не обязательными.
«Да и по телевизору этого не показывают», — сетуя, отвечала мне одна бабушка на вопрос о том, отчего же не передает она свое знание частушек и рукодельных промыслов молодым. Действительно, огромное значение имеет пример и трансляция тех или иных знаний, традиций многочисленных народностей в нашей стране, а большинство из нас вспоминают о них только по случаю, да по надобности. А может быть, именно сейчас уже и настал этот самый случай?
Вспомним, как раньше девки жили в деревнях… Cенокос, уборочная страда завершена, осень… Что делать незамужним? Прясть. С подружками повидаться хочется, а и работу бросать нельзя, мама не велит. А еще на выданье девка, без «работы» показаться стыдно, может слава пойти дурная — замуж никто не возьмет. Поэтому собирались вместе, брали в руки прялки, вели разговоры, пели песни, так им веселее было проводить время. А песни такие пели на разноголосице, что заслушаешься!
Конечно же, приходили парни, чтобы поглядеть на работу — как кто из девушек работает, и так узнавали, кого сватать, а кого — нет. Традиция такая пошла не от крестьян, не от «подлого» народа, ибо и у царей оценочный подход не по словам, а по работе был в чести. Так и русские цари, и простолюдины невесту себе выбирали — со значением: по красоте выбирать опасно, ибо явление это временное, поэтому смотрели на работу, на терпение, да как нитка ложится. Цари смотрели — подглядывали, не выдавая себя. Парни — открыто.
Тут целая наука была. Если мастерица нервничает, торопится, дергает иголку, то плохо. Если нитка не ровная, в узлах рвется, то выводы делали неутешительные: характер скверный, да и мастерица плохая, нетерпеливая, сватать нельзя, ибо и в царской, и в крестьянской жизни замужем пуд терпения нужен. А если нитка ровная, то верное указание, что и характер покладистый, и терпения «пуд имеет», и мастерица хорошая; можно сватать, не прогадаешь.
По самому узору тоже можно было разглядеть характер. При вышивке на холсте весь узор проходит по кругу и возвращается в ту же самую начальную точку. Стежки делались через равное количество ниточек, из стежков формировались уже клеточки, и так определялся весь узор-орнамент. Уникальность такой вышивки в том, что одинаковый рисунок получался с обеих сторон, лицевая и изнаночная стороны друг от друга не отличались.
Цвета ниток использовали разные, в зависимости от местности. К примеру, в Заонежье испокон веку использовали два цвета — красный и белый, которые символизировали, соответственно: красный — солнце, а белый, на контрасте — чистоту и снег. Таким образом вышивали полотенца, постельные принадлежности, вышивкой украшали холщевые и льняные рубахи. Из всех этих вышитых вещей состояло приданое каждой девушки. На свадьбу приглашали народ со всей деревни, бывало и 40, и 100 человек, поэтому мастерицы заранее стремились наделать побольше подарков для будущей мужниной родни и за работу свою «отвечали».
Пряли и вышивали на русском севере всегда много, летом по 8−9 часов в день, в светлое время суток, в белые ночи, когда можно было заниматься таким трудом не напрягая зрение. Однако пряжа и вышивка — разные вещи. Вышивка за работу никогда не считалась. Считалось, что, вышивая, девки руки свои не марают, спину не ломают, красоту делают, так отдыхают, да с богом разговаривают. Вот так девицы и «отдыхали», и готовились к главному событию своей жизни — к замужеству.
Эх, сегодня-то совсем иной «коленкор», правда? Но смысл прежним остался, его не спрячешь. Намек сей — современным добрым молодцам урок: не слова важны и не только красота, но и дела избранницу лучше еще славят. Для тех, кто понимает, конечно.