Интернет - враг или друг бумажным изданиям?
Ситуация с бумажными средствами массовой информации во всем мире нынче под большим вопросом из-за стремительно развивающегося Интернета. Точки зрения на этот процесс разные... Так враг или друг Интернет бумажным изданиям? Что нужно делать, чтобы грамотно с ним подружиться?
Ситуация с бумажными средствами массовой информации во всем мире нынче под большим вопросом из-за стремительно развивающегося Интернета. Точки зрения на этот процесс разные.
Но однозначно то, что Запад значительно опережает Россию по степени внедрения интернет-технологий на бытовом уровне. Там обычное явление, когда в семье два-три компьютера (большой настольный, переносной ноутбук и планшет со всеми функциями, которые необходимы в современной жизни). Само собой, в семье у каждого есть и продвинутый мобильник, позволяющий нормально открывать и смотреть сайты. И вот на этом фоне редакции большинства бумажных изданий торопятся занять свою нишу в Интернете.
Это по многим показателям очень выгодно. Прежде всего, уход издания в Интернет дает возможность резко уменьшить расходы на полиграфию. А в таких странах, как, например, Америка, практически нет черно-белых газет — там все в цвете и на очень высоком полиграфическом уровне. Разумеется, это удовольствие «влетает» редакциям в круглую сумму. Но если среди читателей есть устойчивый интерес к электронной версии газеты, то проще и удобнее по части финансов для редакции основную массу подписчиков получать при помощи Интернета. И сначала бесплатная электронная версия постепенно становится платной.
Вариантов тут несколько. Наиболее распространенным был прежде вариант рассылки электронной газеты в архиве RAR по почтовым адресам. У каждого архива свой пароль, который надо было купить на какой-то срок. Второй вариант (активно задействован сейчас) — доступ к сайту только для зарегистрированных пользователей с дополнительной регистрацией. Без регистрации можно зайти лишь на главную страницу. Дополнительная регистрация позволяет открыть электронный выпуск газеты. При этом вводится купленный пароль. Он действителен на месяц, квартал или год. Пароль индивидуальный и достаточно сложный (цифры, заглавные и прописные буквы).
Есть и другие варианты электронной подписки. Но не в них суть, а в том, что электронная версия газеты дает возможность редакции значительно сэкономить на полиграфии (тираж бумажного издания может быть минимальным — печатается и распространяется только для тех, кто привык именно к бумажной газете, а также в небольшом количестве еще идет в розницу). Существенно снижаются и расходы по доставке бумажного издания подписчикам.
В России до всего этого очень далеко. Но вопрос, выживут ли у нас бумажные издания, тоже набирает остроту. Думаю, что выживут. Но лишь при условии, если редакции грамотно перестроят свою работу и уже сейчас настойчиво начнут готовиться к худшим временам. Тиражи, безусловно, сильно упадут по всей стране. Но виноват в этом Интернет будет лишь частично. У нас совершенно иная экономическая подоплека для падения тиражей, нежели на Западе. Там тиражи упали из-за массовой интернетизации населения и сравнительно быстрого ухода на этой почве редакций в Сеть. У нас тиражи падают из-за низкой платежеспособности населения, растущей стоимости подписки, снижения интереса у людей к газетам по ряду причин. Удержаться от развала редакциям в такой обстановке будет очень сложно.
Уживаться редакциям бумажных изданий с Интернетом все равно понадобится. Хотя бы по той причине, что сайт дает возможность расширить рамки воздействия рекламы. А значит, у редакции появляется реальный шанс зарабатывать на этом. Кто не успеет поднять свой сайт до такого уровня при падении подписного тиража, тот столкнется с финансовым кризисом в отдельно взятой редакции.
Минимальный тираж сейчас для выживания с учетом текущих цен на бумагу, краску, печать, транспортировку газеты — три тысячи экземпляров. Это при устойчивом спросе на издание, хорошем объеме рекламы и объявлений в газете, собственной системе доставки (если речь о небольшом городе) и каких-то еще средств со стороны (подачки от соучредителей). Но ведь рекламодатели тоже умеют считать деньги. И компромиссный вариант у редакции для них только в том, чтобы дать им возможность выйти со своими товарами и услугами за пределы города или района. Казалось бы, всё ясно и понятно. Но открываешь иной сайт городской или районной газеты и понимаешь, что он создан для «галочки», для отчета перед вышестоящим органом и ни рубля доходов редакции не дает и дать не может в таком виде.
Так враг или друг Интернет бумажным изданиям? Думаю, что друг. Но лишь тем редакциям, где желают грамотно с ним подружиться. Каким образом? Вот самые простые способы. Стоимость подписки на электронную версию устанавливается ниже, чем на бумажную. Стоимость размещения рекламы и объявлений в электронной версии тоже ниже, чем в бумажной. При оплате подписки на электронную версию на год пользователь имеет право на снижение стоимости подписки в следующем году.
Разумеется, могут быть и другие привлекательные льготы.